Как появился русский шелк? / Ретроспектива

Измайловская резиденция царя со своим знаменитым дворцом, окруженным каменными стенами, в середине XVII столетия была превращена в крупное хозяйственное образование, где наряду с большими плодовыми посадками пробовали выращивать и экзотические для Москвы растения, привозимые с южных районов страны. По приказу царя в Измайлове были посажены виноградные кусты и деревья волошских (или грецких) орехов, дыни и арбузы. Но этого оказалось мало, так как царя и его приближенных в течение многих лет не оставляла мысль о разведении в Москве тутовых деревьев для производства в столице отечественного шелка.

До XVII века шелк в столицу ввозился из далеких краев и обходился очень дорого, а царское окружение и богатые феодалы нуждались в шелке, бархате, парче постоянно. Шелковые ткани выпускал старый Бархатный двор, находившийся у Москвы-реки, недалеко от кремлевских стен. Однако выделка шла с трудом — для развития производства требовалось больше сырья.

В 1664 году по приказу царя из Симбирска было доставлено 100 тутовых кустов и 50 тысяч шелковичных червей. Однако все эти попытки окончились неудачей — тутовые деревья в Москве не прижились. Пришлось вновь обратиться к старому опыты и завозить сырье из других мест. Обширные плантации тутовых деревьев имелись под Симбирском и в Астрахани.

Через несколько лет в Москву приехал иностранец Арнольд Паульсен, русскими называемый Захар Павлов, который предложил царю организовать в столице производство шелковых тканей, если ему выделят займ в две тысячи рулей. На эти деньги Павлов собирался привезти в Москву зарубежных мастеров и оборудование. Русское правительство поставило перед Павловым условие — производимый шелк должен быть дешевле зарубежного, чтобы не только прекратить ввоз его из-за границы, но и наладить вывоз.

Поначалу Павлова и его мастеров разместили на Бархатном дворе, но вскоре стало понятно, что помещения тесны и неудобны, поэтому было решено построить мастерские у Яузы в Немецкой слободе. Предприятие Павлова состояло из трех изб и вспомогательных служб. Дошедшие до нас документы позволяют довольно ясно представить себе картину происходящего. В первой избе размещался сам мастер, во второй — ученики, а в третьей — производственное помещение, где женщины разматывали шелковые нити, скручивали, наматывали и пряли. И только потом пряжа доставлялась к станкам, на которых уже шла выделка шелка и последующая покраска.

Однако иностранные мастера недолго проработали в Москве. Вскоре, по различным причинам они разъехались, и выпуском шелка занялись их московские ученики, которые стали к тому времени первоклассными мастерами, чьи изделия славились как на родине, так и далеко за ее пределами. В конце XVII века управление шелковым производством поручили князю В. Голицыну. К этому времени мастерские выпускали большое разнообразие материалов: гладкий шелк, золотой атлас, бархат, камку. Все это делалось обычно в ярких цветах — красном, малиновым, лимонном, оранжевым, белом с различными оттенками и узорами.

В настоящее время в музейных собраниях можно увидеть самые различные образцы одежды и тканей, начало производству которых было положено более трех столетий назад.

Метки: ,

Оставьте ваше сообщение